В прошлом на Руси, когда приходило время женить сына, родители вместе с близкими родственниками выбирали невесту и засылали к ее родителям свата или сваху. В случае отказа говорили, что их дочь еще слишком молода и не готова к вступлению в брак. Если предложение принималось, родители невесты обычно просили дать им еще несколько дней для окончательного ответа, так как нужно посоветоваться с родней.

Затем сваты просили разрешения увидеть невесту, однако иногда родители отказывались ее показать. В этом случае в шутку говорили о каких-либо физических недостатках девушки или объясняли, что она слишком застенчива.
Если же родители девушки были согласны ее показать, в дом приезжала мать жениха или специальная женщина-смотрительница. Невеста в лучшем своем наряде, с лицом, закрытым покрывалом, стояла или сидела за занавеской в специально убранной комнате. Смотрительница входила, убирала занавеску, снимала покрывало и рассматривала девушку. Затем она пыталась заговорить с ней, чтобы узнать, умна ли та.
Иногда вместо некрасивой невесты показывали младшую дочь или служанку. В этом случае обман удавалось обнаружить только на свадьбе. Жених мог жаловаться и требовать расторжения брака, однако такие жалобы удовлетворялись очень редко. Чаще всего мужу приходилось жить со своей уродливой женой.

 

После смотрин родители невесты назначали день сговора. В их дом приходили родители и родственники жениха, а хозяева встречали их на крыльце. После взаимных поклонов их приглашали в дом и сажали за стол на самые почетные места.
В доме на некоторое время наступала тишина: будущие родственники не разговаривали, приглядываясь друг к другу. Затем отец жениха или один из родственников объяснял причину их визита. Родители невесты отвечали, что рады их приходу. Обе стороны составляли договор, так называемую рядную запись, в котором указывались день свадьбы, размеры приданого невесты, а также сумма, которую должна была выплатить одна из сторон в случае отказа от женитьбы.
Кроме того, иногда в договор вносили и другие пункты, например обещание жениха не бить свою будущую жену. Составлял рядную запись специально нанятый для этой цели подьячий. Наличие у невесты приданого было важным и обязательным условием. Чаще всего оно включало постельные принадлежности, домашнюю утварь, одежду, а если невеста была богатой, то и украшения, слуг, деньги и т. д.
Кроме того, по древним традициям в приданое обязательно входило и вино. Приданое перевозили в дом жениха после свадьбы, а в редких случаях, по настойчивой просьбе родителей жениха – сразу после сговора.
Невеста не имела права присутствовать при сговоре, но через родственницу она посылала будущему мужу и его родне подарки. Жених также мог дарить невесте подарки: шапку, сапоги, ларец с румянами, кольцами, гребешком и зеркальцем. Иногда парень посылал девушке принадлежности для рукоделия, лакомства и розги. Такой подарок говорил о том, что прилежную и трудолюбивую жену муж будет кормить, одевать, холить и лелеять, ленивую же – бить розгами.

 
 

Затем со стороны жениха и невесты назначались старшие и младшие дружки, свахи, сидячие бояре и боярыни, свадебные боярские дети. Бояре и боярыни составляли почетный совет, а боярские дети сопровождали жениха и невесту во время всей церемонии.
Подготовка к венчанию начиналась с раннего утра, когда сваха невесты в доме жениха готовила комнату и брачное ложе будущим молодоженам. Чтобы уберечь молодых от действия нечистой силы, она с веткой рябины с вырезанными на ее листьях знаками обходила комнату, в которой должны были спать новобрачные.
Невесту начинали наряжать за несколько часов до венчания. Обычно девушку одевала ее крестная мать, ей помогали подруги молодой.
Затем невесту медленно и торжественно вели в свадебную залу.
В это время жених готовился ехать за невестой. Его также наряжала крестная мать, затем родители давали ему деньги и благословляли. Сваха надевала тулуп, вывернутый мехом наружу, выходила во двор и бросала на лошадей и людей горсти хмеля и овса. За ней шел сват: он поливал брагой лошадей. После проведения этого обряда жених на лошади выезжал со двора. Кроме жениха, к невесте ехали дружка, сваты и родственники жениха. Отец и мать оставались дома готовиться к встрече молодоженов.
Принять жениха в доме невесты могли по-разному. Обычно его выходил встречать на крыльцо отец невесты вместе с несколькими родственниками. Подружки невесты также выходили навстречу жениху и пели песни. Затем дружка входил в дом, молился Богу и кланялся всем присутствующим, после чего начинал разговор о цели своего приезда.
Выкуп невесты проходил по следующим правилам. Брат или родственник невесты говорил, что не отдаст девушку, пока ему не заплатят за ее содержание. В ответ дружка вынимал из кошелька мелкую монету, клал на тарелку, ставил туда же чарку с вином и подносил брату. Если денег было мало, торг продолжался, пока сумма не увеличивалась в два или три раза. Брат забирал деньги и выходил из-за стола, а на его место садился жених.
Гости также занимали свои места. На столы подавалось угощение, а затем священник начинал читать «Отче наш». После молитвы сваха подходила к родителям невесты и просила их дать благословение чесать и кутить невесту.
  Этот обряд проходил следующим образом. От богоявленской свечи зажигали свадебные свечи. Затем перед невестой протягивали большой кусок фаты, чтобы жених и гости не увидели ее лица. После этого сваха сама снимала с головы невесты покрывало и венок. В это время одна из женщин подносила блюдо, на котором лежали каик и гребень.
  Сваха брала гребень, окунала его в чарку с медом, расчесывала невесте волосы, надевала ей на голову волосик, кику и снова закрывала невесту покрывалом. После этого тафту убирали. Сваха брала блюдо с осыпала, осыпала молодых зерном и обмахивала их соболями. В конце обряда расчесывания дружка брал нож, подходил к родителям невесты и просил благословить его разрезать свадебный калач и сыр. Затем он клал куски калача, сыра и платки на большое блюдо или поднос и передавал младшему дружке, а тот раздавал угощение и платки всем гостям. Скатерть, на которой разрезали калач и сыр, сворачивали и отдавали постельничему, несколько кусков свадебного калача и сыра принято было посылать домой к родителям жениха.
Невеста давала вышитый ею платок дружке, тот передавал жениху. Сваха осыпала гостей серебряными монетами, хмелем и кусками материи. Во время проведения обрядов слуги подносили угощение, а после третьей перемены блюд сваха подходила к родителям невесты и просила их дать благословение везти молодых к венцу. Гости поднимались со своих мест, родители невесты брали иконы, вставали рядом со священником, благословляли жениха и невесту, а те кланялись.
Путь молодых выстилали кусками материи. У невесты лицо было по-прежнему закрыто покрывалом, ее вели под руки свахи. За порядком свадебного шествия следил тысяцкий.


 

Сани или коляску, в которой ехала невеста, украшали как можно наряднее и богаче. Рядом с невестой размещались две свахи. Жених обычно приезжал в церковь на лошади. Он должен был приехать раньше невесты.
Путь от дверей церкви до аналоя выстилали кусками материи или коврами, а место перед аналоем покрывали шкурками соболя. Жених и невеста слушали литургию, а затем священник венчал их.
Только после венчания с девушки снимали покрывало. Священник читал новобрачным наставления, затем брал молодую за руку и отдавал мужу. Только после этого повенчанные целовались. Священник подносил молодым супругам деревянную чашу с вином, а те поочередно делали три глотка. Дружка по приказу тысяцкого отправлялся к отцам молодых, объявлял им, что венчание состоялось и новобрачные пребывают в добром здравии. Он же приносил разрезанный свадебный каравай – символ того, что оба семейства теперь породнились и должны жить в дружбе. Молодые выходили из церкви, сваха осыпала их хмелем, семенами конопли и льна. В это время гости дергали жену за рукав, как бы желая разлучить ее с мужем, она же старалась теснее прижаться к супругу.
  Родители мужа встречали молодых на пороге, держа в руках иконы и хлеб с солью, и давали им свое благословение. После этого молодожены и их гости садились за стол, причем молодые супруги ничего не ели и не пили. Часто невеста плакала, что символизировало грусть от разлуки с родителями и страх перед тем, что ожидало ее в доме мужа. Поздно вечером, после третьей перемены блюд, перед молодоженами ставили жареную курицу. Дружка заворачивал ее в скатерть и просил родителей новобрачных благословить на сон своих детей.
  Затем дружка уносил курицу в сенник в сопровождении свечников и караванщиков. Свечники ставили свечи в бочку с пшеницей.
Родители благословляли молодых.

  Молодой супруг брал за руку свою жену и шел с ней к сеням. Там их встречала его мать или сваха, и осыпала их хмелем или льняным семенем. У входа в сенник стоял постельничий, держа в руках обнаженный меч, якобы отгонявший нечистую силу. Дружка и сваха входили в сенник вместе с молодоженами, помогали им раздеться, а затем оставляли их наедине и присоединялись к пировавшим.

  Утром молодых супругов вели в баню и мыли вином и медом, причем мылись они отдельно. Жена шла в баню вместе со свахой и свекровью и предъявляла им доказательства своего целомудрия. Муж мылся вместе с тысяцким и дружкой. Жена должна была послать супругу через посыльного сорочку, сшитую ею до свадьбы.
На третий день свадебный пир продолжался в доме родителей невесты. Они опять благословляли молодых, и все присутствующие снова дарили подарки. Не принято было дарить на свадьбу деньги. Обычно в качестве подарков преподносились ценные и необходимые в хозяйстве вещи и живность – лошади и скотина.
Повторный брак не был окружен ореолом святости, но свадьба справлялась также с соблюдением всех традиций. Если в брак вступали вдовец и вдова, то при венчании свадебные венцы держались не над головами, а над плечами жениха и невесты.
К третьему браку церковь относилась с большим неодобрением. В этом случае обряд состоял из обыкновенной церковной службы без совершения таинства венчания.

 

В 

More info
Интересно знать

Галерея свадебных фотографий
Связаться с нами:
svadba@svadba-www.ru

Дополнительные сайты

Фотошоп